вторник, 12 мая 2015 г.

Дурной пример заразителен

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. 

Одним из показателей хорошего воспитателя является его речь. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

А что мы наблюдаем в действительности?  Вроде бы всем хорош воспитатель: и молод, и весел, и игры придумывает разные с детьми. Но как услышишь "ТАААК", сразу представляешь себе педагога, стоящего руки в боки и грозно сдвинувшим брови. Помню, проводили с воспитателями практикум по культуре речи, где одним из заданий было произнести слово "ТАК" с разной интонацией. Оказывается, это слово-паразит можно и по-другому, очень даже к месту произносить, а не каждую минуту.
А слово "значит"? Вы часто слышите его? Уверена, да. А слово "молодцы" теряет свое значение, потому что воспитатели хвалят детей просто так, между прочим.
Еще одно слово, которое я не приемлю в отношении детей "Должны". Кто должен? Дети? Кому, за что, почему и чего они должны? Правильно сказала Жанна Витальевна Шайдарова в своем блоге "Ни минуты покоя" , "ребёнок мне ничего не должен. Это я должна ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным".

Знаю одного человека, бывшего директора школы, который постоянно в своей речи употреблял слова "Значит. Дескать. Так сказать.". Вот и кличку ему дали такую же.


Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.


Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается    обратный.

Дорогие взрослые, милые педагоги, давайте избавляться от слов-паразитов! Давайте говорить красиво, уважая детей! Помните, дети нас копируют (и не всегда самое лучшее, что у нас есть). Вспомните Б. Окуджаву:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не стоит опасаться
Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это все любви счастливые моменты.

12 комментариев:

  1. До чего же правильный пост, Елена Викторовна ( здесь я не могу к Вам обратиться просто по имени)!!! Настолько Ваши слова правильны и актуальны!
    Как-то писала в блоге о культуре речи, правда, за основу взяла чужой текст (чего греха таить, поначалу ведения блога, многие посты основывались на статьях из Интернета), но он настолько правильный, что грех его было переделывать. Если интересно, и если будет время - приглашаю взглянуть...
    http://yellowchickens.blogspot.ru/2013/06/blog-post_10.html

    Огромное спасибо за поддержку и общение. С огромным уважением, Жанна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Забыла написать пример из личной практики.
      Я только-только начинала свою педагогическую деятельность в детском саду... Моё частое, видимо, было выражение "Тааак"... но сама я этого не замечала, не осознавала... Пока малыши меня не передразнили в один прекрасный момент! Мне так стало стыдно, но и в тоже время так понятно! С тех пор, контролирую свои "нравоучения"... Спасибо Вам еще раз огромное, что написали на эту тему хорошую статью.

      Удалить
    2. Жанна, спасибо за добрые слова. А пост написала, конечно, под впечатлением Вашего поста.
      Всегда рада общаться с вами.
      Согласна, дети - наше лучшее зеркало!

      Удалить
  2. Елена, какие правильные слова!!! Поддерживаю полностью!
    Пока дочка в садик не пошла, я даже не подозревала и не задумывалась о том, что и как воспитатели говорят...
    Сегодня с легким сердцем вожу дочку в садик, у нас чудесный воспитатель с грамотной речью и массой других достоинств!
    И вообще, девушки, хочу вам сказать огромное спасибо!!! По мне так непростая у вас все ж таки работа!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, я очень рада, что у вашей дочки хороший воспитатель. От первого общения о взрослыми многое зависит.
      Спасибо за оценку нашей работы. Мы ее любим!

      Удалить
  3. Ой, я я и не знаю, есть ли у меня слова-паразиты). Помню, в детстве и юности, частенько использовала всякие: короче, э-э-э, ну, в общем)))) И еще что-то было, а потом ушло. Сейчас если волнуюсь могу экать и нукать, а с детьми иногда "тааак", но это как угроза))). Нужно своих родных и близких расспросить, может что-то и выявится. Спасибо, Елена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот интересно было бы составить словарь таких слов. Уверена, наберется их не мло.

      Удалить
    2. Аня, слово Тааак :) любимейшее у педагогов и воспитателей )))) я его все время слышу!

      Удалить
  4. Большое искусство- владение речью. Главное, что речь можно и нужно развивать. Для педагога- это визитная карточка. Я работала года на Украине и самый частный комплимент, который я слышала: "Какой у вас прекрасный русский язык!" До слёз было приятно услышать в первый раз, потому что я десять лет до того по-русски почти не разговаривала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда приятно слышать хорошую речь. А ее-то как раз и не часто услышишь в наши дни. Даже по ТВ и то с ошибками говорят. Многие правила в русском языке допускают теперь двойное произношение. "Ближе к народу", - так говорят те, кто не знает, что такое прекрасная русская речь!

      Удалить
  5. Не все педагоги владеют этим искусством, жаль. Спасибо, Елена, что подняли эту тему. Я первый раз прочла стихотворение Э.Мошковской, не встречала его прежде. Сохранила, обязательно прочту... кое-кому :)

    ОтветитьУдалить
  6. Да, Виктория, очень жаль, что не все. Но многие стараются.

    ОтветитьУдалить