Педагогическая копилка

ИГРА  КАК  ФАКТОР  РАЗВИТИЯ  ДИАЛОГА

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в Концепции содержания непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».
Структура диалога наряду с распространенной диалогической парой вопрос – ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как  сообщение (информирование, утверждение) – выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) – реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).
Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребенка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы. К тому же, будучи разновидностью поведения, диалог предполагает выполнение социально обусловленных норм и правил поведения, связанных как с особенностями протекания этой формы речи, так и с культурой взаимоотношений людей. Особенно значимы для диалога правила очередности реплик, поскольку диалог предполагает обмен ими, и тематическое единство высказываний, образующих цепочку взаимосвязанных реплик. Без выполнения данных правил диалог разрушается, поэтому привычку их соблюдения необходимо формировать с дошкольного детства.
Можно сказать, что овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений, а именно:
·         Умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое-либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;
·         Умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т.п.;
·         Умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).
Умение формулировать различные побуждения связано с  усвоением средств речевого этикета. Дети, как показывает практика, прибегают к формулам речевого этикета, когда выражают просьбы, но умение вежливо предложить стул, угощение, совместную игру, используя принятые словесные выражения, у многих сформировано недостаточно. Еще реже проявляется умение использовать ответные реплики в таком диалоге, т.е. готовность выполнить просьбу или вежливо отказаться от ее выполнения.
Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов, но они в практике развития диалогической речи детей встречаются редко. Между тем коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.
Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.
В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Выдвигая перед детьми содержательные задачи, игра способствует активизации диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1 этап.
Основные задачи: обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик, опираясь на подражательность детей.
К источникам речевого подражания относятся речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства необходимо привлекать внимание детей к диалогам героев, для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра фильмов и спектаклей при помощи обращений к детям выделяют:
·         Инициативные диалогические реплики: «О чем мечтал Листопадничек?», «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок ему поклонился»;
·         Ответные высказывания: «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?», «Согласился ли Ветер с мнением Мороза?»;
Особая роль отводится художественной литературе. Дети усваивают разные формы реплик
·          диалогической пары побуждение – реакция на побуждение ( «Ну-ка, зайка, поскачи! – От чего не поскакать? Поскачу!»);
·         диалогическое единство вопрос – ответ (потешки «Кисонька – мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и многие стихотворения);
·         диалогическое единство сообщение – реакция на сообщение (стихотворения С.Маршак «Перчатки», А. Барто «Я знаю, что можно придумать…». Кроме того можно использовать стихотворения ен имеющие диалогической формы, но поддающиеся преобразованием в диалогический текст. Интересным для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры (-Ты пирог съел? – Нет, не я. – А вкусный был? – Очень.; -Я медведя поймал! – Так веди сюда. – Не идет. – Так сам иди. – Да он меня не пускает.; - Егор-Егор, укажи свой двор! – А вот мой двор, голубой забор.).
Заимствование форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть и осваивают разные диалогические единства:
·         вопрос – ответ (дидактические – «Почта», «Фанты»; подвижные – «Коршун», Лиски», «Краски», «Птицы» и т.д.);
·         сообщение – реакция на сообщение («Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», «Пчелки и ласточки» и т.д.);
·         побуждение – реакция на побуждение («Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ», «Змея», «Волк», Хлоп-хлоп, убегай!» и др.)
Воспроизведение литературных диалогов не только помогает осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание темы разговора.
2 этап.
Используются игры, в которых дети оперируют не только заученными (репродуктивными), но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами. Такие виды театрализованных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений м режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих.
Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары, а затем – произведения, где разные диалогические пары переплетаются. На данном этапе детей учат вести диалог по телефону, для чего используются игры. Связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, звонок в поликлинику и др. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации.
3 этап.
Используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами. Особая роль отводится словесным играм, поскольку они позволяют педагогам направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.
·         Вопрос – ответ: «Да и нет», «Запрещенные слова», «Ты мне – я тебе», «Турнир знатоков». Умению ставить вопросы в разной форме содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов.
·         Сообщение – реакция на сообщение: «Кто кого запутает?», «Так бывает или нет?», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города». С помощью этих игр дети учатся высказывать свое мнение, свое суждение, а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.
·         Побуждение – реакция на побуждение: «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение».
Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:
1.                          Формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге.
2.                          Отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов в самостоятельную практику.





Путешествие на космическом корабле
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Зал празднично украшен. Дети сидят на стульчиках. Звучит космическая музыка.
Ведущий. Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о великом событии прошлого века, потрясшем мир. Произошло оно 50 лет назад. 12 апреля 1961 года человек совершил первый полёт в космос. Его имя знают все – это… Юрий Алексеевич Гагарин (дети отвечают хором). С тех пор 1 апреля отмечается праздник… День космонавтики.

Ребёнок.
Он проник в космические дали
И прославил подвигом свой век –
Юрий Алексеевич Гагарин,
Наш простой советский человек.
На «Востоке» - корабле крылатом –
Флаг пронёс он матери-страны…
Самым первым в мире космонавтом
Люди всей Земли восхищены.
                                А.Мещеряков

Ведущий. Сегодня мы с вами совершим космический полёт к другим планетам. Согласны? (Да). А как называется место, откуда запускают космические корабли? (Космодром).
Успех полёта – ваши знания, взаимовыручка и активное участие. А ещё, конечно, к такому серьёзному полёту обязательно должна быть подготовка.
Проверим, как вы готовы к полёту. Прошу всех подняться на предстартовую площадку  космодрома. Там ровно 20 ступенек. Проверим?

Дети считают до 20.

Ведущий. Внимание, космонавты!
Ничего не говори,
Лишь руками покажи –
Высоко, далеко, низко, близко,
Слева, справа, широко, узко.
(Дети показывают то, что называет ведущий)

Молодцы, экипажи!
Только сильных звездолёт
Может взять с собой в полёт.

Проверка готовности экипажей к полёту продолжается.
Задание для экипажа «Ромашка»: Назовите, какие планеты вместе с Землёй вращаются вокруг Солнца. (Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Задание для экипажа «Малинка»: Как называется зрительная труба для изучения звёзд и планет? (Телескоп)
Задание для экипажа «Земляничка»: Как называется круглое застеклённое окно в космическом корабле? (Иллюминатор)

А сейчас пришла пора посмотреть,  какие же ракеты доставят  наши экипажи на орбиту.

Игра-эстафета «Нарисуй ракету». Дети рисуют по одному элементу ракеты на доске маркером. Участвуют представители трех экипажей.

Ведущий: Ракеты готовы, всем экипажам занять свои места. Объявляется 10 минутная готовность, начинаем обратный отсчёт.

Дети хором считают от 10 до 1. Пуск!

Ведущий: закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжёлая голова, руки, ноги. Но вот мы вырвались из притяжения Земли. Ракета «Ромашка» оказалась в невесомости, ракета «Земляничка» оказалась в невесомости, ракета «Малинка» тоже в невесомости.
Дети под музыку выполняют плавные движения.

Наши космические корабли путешествуют по Вселенной. Мы пролетаем мимо звёзд. Давайте остановимся и разглядим их повнимательней. Посмотрите, какие они разные: яркие и не очень, одинокие и составляющие какие-то фигуры. Вы не знаете, что это за звёздные фигуры?

Дети: Это созвездия.

Ведущий. Назовите, какие созвездия вы знаете.

Дети каждой группы по очереди называют созвездия.

Ведущий. Внимание! Экипаж «Малинка» может  покинуть корабль, выйти в открытый космос и составить своё «Созвездие»

Игра «Созвездие»

Дети встают в 3 круга, взявшись за руки, в центре соединив их «звёздочкой», кружась, расходятся по залу, останавливаются, проговаривают текст и собираются в «созвездие».
В небе звёзды блестят,
Весело сверкают
И с ребятами они
Поиграть желают.
Ну-ка, звёздочки, светлей
В небе засияйте,
Звёздную карусель
В небе начинайте.
Раз-два - раз, раз-два – раз,
Созвездье мы найдём сейчас.

Ведущий. Экипажу срочно вернуться на корабль. Поступил сигнал тревоги, к нашим кораблям приближается комета. Мы спасёмся, если узнаем, из чего она состоит. Нужно разложить кристаллы в отсеки: красные кристаллы в красный отсек, круглые кристаллы - в зелёный. Поможет нам в этом экипаж «Ромашка».

Дети выполняют задание с блоками Дьенеша, раскладывая детали в два обруча, пересекающихся в середине. Когда соберут все детали, называют те, которые оказались на пересечении обручей.

Ведущий. Ребята, скажите, как называют человека, который наблюдает и изучает звёзды? (Астроном). Правильно, а раньше его называли звездочёт. Я предлагаю экипажу «Земляничка» покинуть корабль и превратиться в звездочётов.

Игра «Звездочёт».

 Дети  произносят считалку, передавая при этом мяч по кругу друг другу. Выбранный «звездочёт» двигается под музыку подскоками, останавливается между двумя детьми, они встают спиной друг к другу,  и на слова  «Раз, два, три – беги!» обегают круг, стараясь быстрее забрать мяч у «звездочёта».
На Луне жил Звездочёт.
Вёл планетам точный счёт.
Меркурий – раз,
Венера – два,
Три – Земля,
Четыре – марс,
Пять – Юпитер,
Шесть -  Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон,
Кто не видит – выйди вон!

Ведущий. Внимание! Всем экипажам занять свои места. Пора возвращаться на Землю.  Постепенно невесомость исчезает, и мы оказываемся в зоне действия притяжения Земли.

Звучит музыка

Наши ракеты благополучно возвратились на Землю. Ура!

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали. Я предлагаю отгадать  космический кроссворд. Каждому экипажу по два вопроса.
На доске нарисован кроссворд, дети отгадывают, ведущий вписывает слова в клеточки.
1.     Кто первым полетел в космос? (Собака)
2.     Кто стал первым космонавтом? (Ю.Гагарин)
3.     Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд (Ракета)
4.     Как называется пространство, в котором летают ракеты? (Космос)
5.     Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
6.     Кто стал первой  женщиной – космонавтом? (В.Терешкова)

Молодцы! Сегодня вы показали, что знаете много о космосе, космонавтах, звёздах, о том, как надо готовиться к космическим полётам. Мы совершили интересное путешествие в космос.  Много ещё неизвестного и не открытого для нас. Но человечество движется вперёд. И кто знает, что ждёт нас впереди. Я желаю вам вырасти и в будущем продолжить освоение этого загадочного и неизвестного космоса. А сейчас я  предлагаю всем вместе спеть песню.


Сказка в гости к нам пришла
КВН для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание: закрепить знания детьми русских народных сказок, воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, учить воспроизводить содержание в правильной последовательности, передавать в речи, жестах, мимике, действиях характер героев сказок; создать праздничное настроение, воспитывать у детей чувство сопереживания и соревнования, чувство товарищества.

Оформление: зал украшен воздушными шарами, изображениями сказочных персонажей, рисунками детей, плакатами; стол для жюри, таблички с цифрами, магнитофон, аудиозаписи; предметы из сказок; у детей -  эмблемы команд.

Ход игры
Выходит ведущий, здоровается со зрителями, объявляет тему игры: «Сказка в гости к нам пришла».
Ведущий: Дорогие зрители! Встречайте наших игроков:
                   Команда «Ромашка» ( под музыку выходят дети)
                   Команда «Малинка»
 Итак, игроки заняли свои места. Объясняю правила игры. Игра состоит из четырех туров, каждый тур оценивается по пятибалльной системе. Для этого у нас есть компетентное жюри в составе: Стогова М.А., Орлова Н.В., Бабина Е.В. – председатель жюри. Игроки должны внимательно слушать вопрос ведущего, ответы игроков команды противника, не перебивать говорящего. За нарушение правил с команды будут сниматься очки.
Итак, мы начинаем КВН.

Тур I Приветствие.

Слово предоставляется команде «Ромашка».
 – Мы команда из «Ромашки» в КВН пришли играть
    И сегодня во всех турах будем только побеждать.
    А «Малинке» мы желаем, если выйдете вперед,
    Вы носы не задирайте, вы же старше нас на год.

Ответное слово для приветствия предоставляется команде «Малинка»:
- Мы уже не первый раз в КВН играем.
  Кто сегодня победит, мы еще не знаем.
  Подвести «Малинку» нашу нам никак нельзя,
  Нас с победою сегодня в группе ждут друзья.
  А команде из «Ромашки», чтобы победить,
  Надо честным, надо смелым, надо умным быть.

Ведущий: Мы выслушали приветствия обеих команд, слово предоставляется жюри.

II Разминка.

Ведущий: Начинаем второй тур.
Стук в дверь. Входит Незнайка с мешком.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы делаете?
Ведущий: У нас КВН «Сказка в гости к нам пришла».
Незнайка: Я тоже сказки люблю. Даже названия своих самых любимых сказок написал. Сейчас я вам их прочитаю. Где же у меня бумажка запропастилась? ( ищет в карманах, в мешке, наконец находит). Вот она! Слушайте: «К-о-т, п-е-т-у-х  и …» Ой! Дальше не написал. (крутит бумажку в руках).
Ведущий: Незнайка, дай я посмотрю. О, да ты и названия до конца не написал.
Незнайка: А Винтик со Шпунтиком машину собирали, я смотреть побежал, думал – запомню, а сам забыл. Что же теперь делать? (чешет затылок).
Ведущий: Ребята придется Незнайке помочь закончить названия сказок. Вы готовы? Я читаю названия сказок, а вы договариваете конец. Начали!
        «Ромашка»                                                                 «Малинка»
«Волк и семеро…»                                                   «Кот, петух и …»
«Белоснежка и семь…»                                            «Сказка о попе и работнике его…»
«Сестрица Аленушка и братец…»                          « Заюшкина …»
«Сказка о рыбаке и …»                                            «Снежная …»
«Малыш и …»                                                           « Спящая …»
«Красная …»                                                             «Иван-царевич и серый…»
«Маша и …»                                                              «Гуси - …»

Ведущий: Разминка закончена. Слушаем результаты конкурса. Слово жюри.
                   Незнайка! Надеюсь, теперь ты запомнил названия своих любимых сказок?
Незнайка: Спасибо вам ребята! Я эти названия теперь никогда не забуду.
Ведущий: Продолжаем игру.

Тур III Конкурс капитанов.

Незнайка: Эй! А где же мой мешок? (ищет). Куда он подевался?
Ведущий: Да вот он. (подает мешок). Что ты туда наложил?
Незнайка: А! Разные предметы. Только я не знаю чьи они.
Ведущий: Придется опять тебе помогать. Ко мне подойдут капитаны команд, а остальные игроки пойдут готовиться к домашнему заданию.
- Доставай, Незнайка, свои предметы. Капитаны разберутся чьи они. (Незнайка достает из мешка по одному предмету, капитаны команд поочереди называют, кому из сказочных героев принадлежит тот или иной предмет).
Ведущий: Вот, Незнайка, мы и разобрались, каким сказочным героям принадлежат предметы из твоего мешка. Жюри!  Оцените работу наших капитанов. (жюри выставляет оценки, Незнайка благодарит капитанов за помощь)
Ведущий: Незнайка! Я думаю, что команды готовы к выполнению домашнего задания. Пригласи их в зал. Команды прошу занять свои места. Незнайка, садись со зрителями, посмотри, что покажут нам ребята.
                                   
Тур IV Домашнее задание.

Ведущий: Домашнее задание состоит из трех частей: 1 – театрализация; 2 – пантомима; 3 – иллюстрация к сказке (собрать пазлы)
Первыми к выполнению заданий приступает команда «Ромашка». А команда «Малинка» должна будет угадать, отрывок из какой сказки показали ваши соперники. Двое игроков за столом собирают в это время пазлы.
- Отрывок из какой сказки показали ребята?
- А сейчас смотрим пантомиму…. Что это за сказка?
- Что у нас за столом? Здесь тоже справились с работой. К какой сказке эта иллюстрация?
- Теперь «Малинка» показывает свое домашнее задание.
- Обе команды задание выполнили. Жюри, покажите нам оценки за четвертый тур. Команды, вы можете пойти переодеться. Жюри в это время подведет итоги игры, а мы поиграем со зрителями. Посмотрим, так же ли  хорошо вы знаете сказки, как наши игроки.
Незнайка: (вскакивает, кричит) Можно я расскажу! Я очень интересную сказку знаю. Вы ее ни за что не отгадаете!
Ведущий: Ой, Незнайка, что-то я сомневаюсь. Ребята, послушаем Незнайку? Рассказывай свою сказку. Игра «Салат из сказок». Прослушав, дети отгадывают, какие сказки собрал Незнайка в одну.
Ведущий: Да, Незнайка, и тут ты все напутал. Хорошо ребята помогли в твоем салате разобраться.
Незнайка: Спасибо вам , ребята, я теперь к вам за помощью обращаться буду. Можно?
Ведущий: Незнайка! Приглашай наших игроков. Пришло время определить победителя в нашей игре. (дети входят в зал, становятся полукругом)
- Слово предоставляется председателю жюри для оглашения итогов.
- А сейчас самый приятный момент – награждение.
 - Спасибо обеим командам за интересную игру. Зрители поаплодируйте своим товарищам. Игроки, можете пойти к своим друзьям. Мы с Незнайкой прощаемся с вами. До свидания!


«Сказка, я тебя знаю!»
Познавательно-развлекательная игра для детей 5 – 7 лет.

Цель: способствовать сближению детей и педагогов через игровое общение; развивать речь, мышление детей; учить детей работать в мини-группах; формировать живой интерес к книгам, устному народному творчеству.

Оборудование:4 конверта с вопросами; игрушки – животные из сказок (баран, свинья, кот, медведь, волк, заяц); аудиозапись «Зверобика»; иллюстрации к сказкам Е.Рачева, Ю.Васнецова и др.; пазлы по сказкам «Три поросенка» и «Колобок»; атрибуты для драматизации сказок.

Ход игры:

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы все очень любите русские народные сказки. Поэтому тема нашей сегодняшней игры – «Сказки и сказочные герои».
И играть сегодня с вами тоже будут сказочные персонажи. Мы получили множество писем из разных концов сказочной страны. Как оказалось, герои разных сказок знают друг о друге. Наверное, они, так же как и вы, любят слушать сказки и у каждого из них есть свои любимые сюжеты и персонажи. Они придумали много трудных вопросов. Посмотрим, как вы с ними справитесь.
Играть будут две команды: команда                                и команда                     .
Право ответа дается команде, первой поднявшей свою эмблему. В случае преждевременного ответа вопрос снимается и заменяется другим. За каждый правильный ответ жюри будет выставлять на табло фишку с эмблемой команды. Болельщики могут принести дополнительное очко своей команде, приняв участие в «Игре для зрителей».
Итак, мы начинаем!

Первый раунд: «Вопрос – ответ»
Первый вопрос нам прислали из деревни Простоквашино Кот Матроскин и      
                           Пес Шарик.
                           Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и           
                            Лиса»? (хвостом)

Второй вопрос  мы получили из Африки от Бармалея.
                            Сколько работников вытаскивали репку? (шесть)

Следующий вопрос  с овощной грядки от Чиполлино.
                                  Где укрывались девочка с братцем. Спасаясь от гусей-
                                  лебедей? (на берегу речки, под яблоней, в печке)


А теперь вопрос  из страны Дураков от лисы Алисы и кота Базилио.
                              Назовите кличку собаки, которая помогала тянуть репку.
                              ( Жучка)

Второй раунд: «Сделай правильный выбор»
На столе стоят игрушки - животные из разных сказок. Команда ……………                       
должна выбрать персонажей сказки «Зимовье зверей» (баран, свинья, кот), а команда …………..персонажей сказки «Бычок – смоляной бочок» (медведь, заяц, волк).

Игра со зрителями.
В игру вступают зрители. Вы можете принести дополнительное очко своей команде, если правильно ответите на вопрос. Кто поет песенку «Петушок, петушок, Золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка»? (лиса в сказке «Петушок – золотой гребешок»).

Музыкальная пауза.
Пришла пора немного отдохнуть. Приглашаем всех на веселый танец «Зверобика».

Третий раунд: Конкурс капитанов.
Из иллюстраций капитан команды ……………….  должен выбрать иллюстрацию Е.И.Рачева, а капитан команды …………….. иллюстрацию Ю.Васнецова. К каким сказкам эти иллюстрации?

Четвертый раунд: «Собери сказку»
Ребята, как вы думаете, почему сказки называют «народными»? Правильно, их написал народ. Не только русский народ сочинял сказки,  у каждого народа есть свои сказки. Например, «Пых» - это белорусская народная сказка, «Рукавичка» - украинская, «Два жадных медвежонка» - венгерская. Сейчас я предлагаю вам собрать из пазлов русскую народную сказку и английскую народную сказку. Сначала каждый из игроков собирает из пазлов фрагмент сказки, а потом вся команда составляет из них сказку, складывая их по порядку. Победит команда, которая быстрее соберет свою сказку.

Игра со зрителями.
Пока команды готовятся к домашнему заданию, играют зрители. Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны сказать название этой сказки.
«Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин» («Лиса и журавль»).
«Несет меня лиса за темные леса, за крутые горы, за быстрые воды. Котик-братик, выручи меня!» («Кот, петух и лиса»).
 «Стрела старшего брата упала на боярский двор, подняла ее боярская дочь. Стрела среднего брата упала на купеческий двор, подняла ее дочь купеческая. Пустил свою стрелу младший брат – улетела стрела, никто не знает куда» («Царевна – лягушка»).
«Эта простая ложка – Котова, эта простая ложка – Петина, а эта не простая, точеная, ручка золоченая, никому ее не отдам» («Жихарка»).

Пятый раунд: Домашнее задание.
Каждая команда готовила драматизацию отрывка из сказки. Посмотрим, что у них получилось. А зрители отгадывают, какие сказки показали команды.

Итог игры.
Вот и закончилась наша викторина. Победила сегодня команда ……………..
Ей вручается Диплом победителя. Команде ……………., занявшей второе место, вручается Диплом участника. А все зрители получают сладости!




ИГРЫ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ДИАЛОГИЧЕСКОЙ  РЕЧИ

Маковое зернышко (словесная игра)
Цель: учить детей участвовать в общем разговоре, поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивая его тему.
Материал: костюм вороны, камушек.
Ход игры: из участников игры выбирают ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает вороне вопрос:
- Ворона, ворона, куда полетела?
- К кузнецу на двор.
Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос. И т.д.
- На что тебе кузнец? – Косу ковать.
- На что тебе коса? – Траву косить.
- На что тебе трава? – Коров кормить.
- А на что коровы? – Молоко доить.
- А на что молоко? – Пастухов поить.
- На что пастухи? – Кабанов пасти.
- На что кабаны? – Гору рыть.
- На что гора? – На той горе маковое зернышко.
- Для кого зернышко? – Отгадайте.
Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает ее, становится вороной. Игровой диалог повторяется, и новая ворона загадывает следующую загадку.

Лиски ( подвижная игра)
Цель: учить детей задавать вопросы и отвечать на них, закреплять умение в диалогах развивать тему разговора.
Ход игры: дети выбирают лиса – ведущего. Остальные становятся в круг и кладут возле себя лисят (ими может быть любой предмет: кубик, мячик, палочка). Лис подходит к одному из играющих и заводит разговор:
- Где был? – В лесу.
- Кого поймал? – Лисенка.
- Верни лиску мою. – За так не отдам.
- За что отдашь – скажи сам. – Если обгонишь, тогда отдам.
После этого дети бегут по кругу в противоположные стороны. Хозяином лисенка становится тот, кто имеет свободное место в круге. Проигравший водит. Бегать можно по внешней стороне круга.

Хлебец (украинская народная подвижная игра)
Цель: закреплять умение реагировать на сообщение и вопросы.
Ход игры: дети, взявшись за руки, встают друг за другом (пара за парой). Игрок без пары – хлебец. Он стоит на некотором расстоянии от остальных игроков и выкрикивает: «Пеку-пеку хлебец». Стоящая последней пара спрашивает: «А выпечешь?». – «Выпеку!». – «А убежишь?». – «Посмотрю!».
После этих слов дети последней пары бегут по разным сторонам от колонны с целью соединиться впереди колонны. Оставшийся без пары становится хлебцем. Игра повторяется в том же порядке.

Волк (подвижная игра)
Цель: закреплять умение выражать просьбу и отвечать на нее.
Ход игры: вес играющие, за исключением одного ребенка, овцы. Они просят волка отпустить их в лес погулять:
- Разреши нам, волк, погулять в  твоем лесу!
Волк отвечает:
- Гуляйте, да только траву не щипайте, а то мне спать будет не на чем.
Овцы сначала гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:
- Щиплем, щиплем травку,
Зеленую муравку.
Бабушке на рукавички,
Дедушке на кафтанчик…
Волк, увидев это, грозно рычит:
-Пощипали травку! Ну же!
Попадете мне на ужин!
Волк бежит по поляне и ловит овец. Пойманный ребенок становится волком, игра возобновляется.

Кошка и мышка (подвижная игра)
Цель: учить задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры: игру ведут двое детей: один – кошка, другой – мышка. Остальные дети стоят в кругу, внутри которого кошка и мышка ведут диалог:
- Мышка, мышка, где была? – В кладовой.
- Что там делала? – Сыр ела.
- А мне оставила? – Не оставила.
- А где ложечки положила? – Под бочку сунула.
- А куда кувшин поставила? – Шла по камешкам, напала злая собака, я уронила кувшин и разбила.
- Тогда я буду тебя ловить. – Я убегу.
Дети берутся за руки и поднимают их вверх. Кошка гонится за мышкой. Если ей удается поймать мышку, кошка назначает следующую пару игроков. Если мышка оказалась проворнее, то распределение ролей достается ей.

Змея (подвижная игра)
Цель: учить детей с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на него.
Ход игры: водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит:
- Я змея. змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу.
Будь моим хвостом!
- Хорошо.
- Ну, тогда пролезай.
После этих слов участник пролезает под ногами водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе с хвостом приближается к другому ребенку и вновь произносит свои слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в хвосте.

Стадо (подвижная игра)
Цель: учить детей с вежливой интонацией обращаться с просьбой, реагировать на побуждение.
Ход игры: дети выбирают пастуха и волка, остальные – овцы. У них два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
- Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух отвечает:
- Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Я вас в поле поведу.
Травку кушайте
Да пастушка слушайте!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк» бегут в дом; все, кого поймал волк (коснулся рукой), выходят из игры.

Фанты (словесная игра)
Цель: развивать умение так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа, и осознанно отбирать слова, избегая «запретных».
Ход игры: ведущий обходит играющих, произнося такие слова:
- Нам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он задает разные вопросы, стараясь спровоцировать отвечающего на произнесение одного из запрещенных слов. Ведущий ведет примерно такой разговор:
- Что продается в булочной? – Хлеб.
- Какой? – Мягкий.
- А какой ты больше любишь – черный или белый? – Всякий и т.д.
Тот, кто произносит запретное слово, отдает водящему фант.

«Да» и «нет»  (словесная игра)
Цель: знакомить с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речи.
Материал: семь-восемь предметов различного назначения: игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Ход игры: предметы раскладываются на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. Я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет».
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы: «Этот предмет нужен в хозяйстве? Его едят? Его надевают на тело? Он лежит посередине стола? Он коричневый?» И т.д.
Нужно придерживаться определенной логики: назначение предмета, его расположение, внешние признаки.
«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы». Затем можно предложить двоим-троим детям загадать предмет.

Сумей отказать (словесная игра)
Цель: учить детей вежливо отклонять предложение (отказаться от выполнения в ответ на побуждение)
Ход игры: водящий по очереди обращается к каждому игроку с побуждением, провоцируя детей на вежливый отказ.
- Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти зубы. – Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.
- Уроните эту чашку на пол! – Простите, я не могу этого сделать: мне жаль бить чашку.
- Крикни громко: я самый ловкий! – Простите, я не могу, ведь я не хвастун.
Водящему можно при этом присвоить какую-либо роль, например Карабаса, Бармалея, Шапокляк и т.д.

Угощайся пирожком (словесная игра)
Цель: учить предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение, закреплять умение изменять существительные по падежам.
Материал: картинки, изображающие яблоки, картофель, клубнику, бруснику и т.д.
Ход игры: перед игрой дети рассматривают картинки, закрепляют названия изображенных  овощей, фруктов, ягод.
- Давайте поиграем! – предлагает педагог. – Пусть это будут не картинки, а пирожки. Этот пирожок с картошкой, этот с брусникой и т.д. Давайте будем угощать друг друга.
Картинки складываются в коробку. Воспитатель достает картинку и, обращаясь к одному ребенку, говорит:
- Угощайся, Юра, пирожком с яблоками. А ты вежливо принимаешь предложение: «Спасибо. Я люблю пирожки с яблоками». Или вежливо отказываешься: «Спасибо. Я сыт. Можно я угощу Олю?»
После такого объяснения дети по очереди вынимают картинки и «угощают» друг друга.


Похожи – не похожи (словесная игра)
Цель: учить терпеливо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Материал: предметные картинки с изображением различных животных, предметов, растений.
Ход игры: играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт две картинки. Одна команда доказывает, что объекты похожи. Другая команда доказывает, что изображенные объекты не похожи, и  называет отличающие их признаки. Примерные пары: собака и пчела, курица и рыба, ромашка и календула, дерево и цветок и т.п.
- Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.
- Они похожи: они обе живые.
- Не похожи: собака – зверь, а пчела – насекомое.
- Похожи: они оба приносят пользу.
- Они не похожи: выглядят по-разному.
- Похожи: они обе кусаются.
Обсуждение каждой пары – отдельный раунд. Побеждает тот, за кем осталось последнее слово.

Кто кого запутает? (словесная игра)
Цель: учить высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение, развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов, закреплять знания детей о внешнем виде животных.
Материал: картинки с изображением животных.
Ход занятия: играют двое детей ( но игра проходит веселее в присутствии зрителей): один берет из коробки любую картинку (картинки лежат лицевой стороной вниз) и называет ее; второй возражает, правильно называя животное. В ответ на это первый аргументировано отклоняет мнение собеседника.
- Это тигр. – По-моему, это заяц.
- Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми. – Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.
- Заяц – лесной житель, а в лесу нет скамеек. – А этот убежал из зоопарка. И т.д.
Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.
Усложнение. «Запутывать» ведущего могут все участники по очереди.
Варианты. Может меняться тема, могут использоваться картинки с изображением транспорта, электроприборов, предметов быта и. т.п.



Утренний сбор в  группе детей среднего дошкольного возраста

Программные задачи. Побуждать детей быть вежливыми и добрыми по отношению друг к другу; закрепить с детьми количественный счет в пределах 10; закрепить времена года, части суток; развивать коммуникабельные способности детей, помочь детям регулировать силу голоса; развивать умение детей самостоятельно делать выбор.

Приветствие.
Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
- Дети, давайте поздороваемся, называя друг друга ласковыми именами.

Разогрев.
    Д/и «Учимся считать»: воспитатель бросает ребенку мяч и предлагает назвать по порядку все числа от 0 до 10, начиная с заданного числа.
       Физкультминутка «У оленя дом большой»:
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!
       Психогимнастика «Эхо».
Дети произносят слово, сказанное воспитателем, сначала громко, потом потише, еще тише и шепотом. Затем слово придумывает ребенок.

Работа с календарем.
Воспитатель предлагает детям сказать, какое сейчас время года, назвать приметы, части суток, рассказать, какая погода. Ребенок, ответственный за календарь, отмечает все данные.

Обмен новостями.
Дети сидят на ковре. Воспитатель предлагает детям (по желанию) рассказать о том, чем они занимались вчера вечером, что интересного рассказали им родители. Рассказав, ребенок передает другому «волшебный клубочек».

Планирование деятельности.


Воспитатель рассказывает детям, чем они будут сегодня заниматься, что нового узнают.

Игры  в  круге  для  дошкольников
 Математика

Закрепление чисел: «Назови сказку, в которой есть число 3 (7, 2)» («Три поросенка», «Три медведя», Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Два жадных медвежонка»). 
Ход: дети под музыку передают мяч (игрушку) друг другу, а отвечает тот, у кого окажется мяч, когда остановится музыка.

Закрепление числового ряда: «Назови соседей числа …», «Назови последующее число», «Назови предыдущее число», «Какое число пропущено». Ход: то же.

Развитие логического мышления: «Поменяйтесь местами, у кого в одежде есть синий цвет с теми, у кого есть красный цвет; кто родился зимой с теми, кто родился летом». 
Ход: дети, у кого есть синий цвет подходят к тем, у кого есть красный цвет, и меняются  с ними местами.

«Решение логических задач типа «Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?». 
Ход:  дети стоят в круге, воспитатель бросает мяч одному из детей. Отвечает тот, у кого мяч.

Комментариев нет:

Отправить комментарий