У современных родителей жизнь расписана по часам, даже дети живут по строгому распорядку дня. Колыбельные для детей мамы поют всё реже, а если и поют, то чтобы уложить спать. Зачастую, сомневаясь в своих способностях к пению, мамы вместо детских колыбельных песен включают обычную музыку, тихую, чаще всего классическую. В худшем варианте ребенок засыпает под звуки телевизионных передач.
Магазины с товарами для детей усыпаны многочисленными развивающими игрушками, в том числе музыкальными, но не надо забывать, что детские колыбельные песни в исполнении мамы – это важное средство развития ребенка, первое общение с ним и обмен эмоциями. Отсутствие голоса на мамин взгляд – не повод лишать ребенка радости и мгновений близости перед сном. Очень важен посыл нежности, направляемый ребенку любящей мамой.
Крохе не важно, есть ли у его мамы консерваторское
образование или ей медведь на ухо наступил. Ведь пение колыбельных имеет не
только эстетическое, но ещё и мощное физиологическое и психологическое влияние
– оно успокаивает центральную нервную систему малыша, снимает мышечное
напряжение, стимулирует дыхание и кровообращение. Задача убаюкивающих песен не
только в том, чтобы угомонить кроху и наконец-то уложить его спать.
Мама, напевая протяжным и тихим голосом слова колыбельной (при этом делая короткий вдох и длинный выдох), успокаивает как ребёнка, так и саму себя, расслабляется и при этом входит со своим малышом в общий ритм дыхания и даже сердцебиения. Благодаря этому она чувствует себя с крохой единым целым даже после родов. Это ощущение важно и для мамы, но ещё больше для ребёнка в первые месяцы жизни. Слушая колыбельную, малыш получает уверенность в том, что его любят, он находится под надёжной защитой, у него всё хорошо.
Заговор на здоровье и удачу
Раньше на Руси колыбельные называли байками – от слова «баять» («рассказывать», «заговаривать»). Отсюда и всем известные «баюшки-баю». Учёные полагают, что эти произведения можно считать неким заговором на удачу, здоровье и счастье. Народная колыбельная песня поётся в особом ритме дыхания, благодаря которому малыш не просто начинает клевать носом, а входит в состояние, подобное гипнотическому трансу. В народе это состояние называют дремотой. Учёные-сомнологи, изучающие проблемы сна, считают, что, балансируя между сном и бодрствованием, человек открыт для подсознательного впитывания любой информации, которая впоследствии может так или иначе повлиять на его жизнь.
Пока кроха отходит ко сну и его душа открыта миру, пойте ему о том, как прекрасно устроен мир, как мир любит и оберегает вашего малыша, такого умного, здорового и прекрасного. Заодно не помешает и «запрограммировать» дитя на счастливое будущее. Так и делали наши предки: в колыбельных девочкам пели о том, какие они вырастут красивые, добрые да рукодельные, а мальчикам – сильные и смелые.
Сам себе сочинитель
Как считают учёные, самые полезные колыбельные – традиционные, национальные. Они действуют на ребёнка благотворнее, чем эстрадные песни или песни из кино и мультфильмов.
Не обязательно заучивать песни наизусть – на Руси мамы импровизировали по ходу укачивания ребёнка, подставляя в конструкцию традиционной колыбельной свои собственные слова и пожелания ему. Можете и вы попробовать себя в роли сочинительницы. Только учтите, что русскую колыбельную всегда отличают:
Мама, напевая протяжным и тихим голосом слова колыбельной (при этом делая короткий вдох и длинный выдох), успокаивает как ребёнка, так и саму себя, расслабляется и при этом входит со своим малышом в общий ритм дыхания и даже сердцебиения. Благодаря этому она чувствует себя с крохой единым целым даже после родов. Это ощущение важно и для мамы, но ещё больше для ребёнка в первые месяцы жизни. Слушая колыбельную, малыш получает уверенность в том, что его любят, он находится под надёжной защитой, у него всё хорошо.
Заговор на здоровье и удачу
Раньше на Руси колыбельные называли байками – от слова «баять» («рассказывать», «заговаривать»). Отсюда и всем известные «баюшки-баю». Учёные полагают, что эти произведения можно считать неким заговором на удачу, здоровье и счастье. Народная колыбельная песня поётся в особом ритме дыхания, благодаря которому малыш не просто начинает клевать носом, а входит в состояние, подобное гипнотическому трансу. В народе это состояние называют дремотой. Учёные-сомнологи, изучающие проблемы сна, считают, что, балансируя между сном и бодрствованием, человек открыт для подсознательного впитывания любой информации, которая впоследствии может так или иначе повлиять на его жизнь.
Пока кроха отходит ко сну и его душа открыта миру, пойте ему о том, как прекрасно устроен мир, как мир любит и оберегает вашего малыша, такого умного, здорового и прекрасного. Заодно не помешает и «запрограммировать» дитя на счастливое будущее. Так и делали наши предки: в колыбельных девочкам пели о том, какие они вырастут красивые, добрые да рукодельные, а мальчикам – сильные и смелые.
Сам себе сочинитель
Как считают учёные, самые полезные колыбельные – традиционные, национальные. Они действуют на ребёнка благотворнее, чем эстрадные песни или песни из кино и мультфильмов.
Не обязательно заучивать песни наизусть – на Руси мамы импровизировали по ходу укачивания ребёнка, подставляя в конструкцию традиционной колыбельной свои собственные слова и пожелания ему. Можете и вы попробовать себя в роли сочинительницы. Только учтите, что русскую колыбельную всегда отличают:
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
детонька, котик, небушко…
Причём, часто одно и то же слово может иметь несколько суффиксов: например,
котя, котенька, коток. Это нужно для формирования слухового восприятия, то есть
дальнейшего речевого развития ребёнка;
- многократное упоминание имени малыша. «Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою», «Стану люлечку качать, будет Ваня засыпать»… Слыша своё имя, малыш осознаёт себя как личность, что также способствует его развитию;
- текст колыбельной закольцованный: то есть два-три куплета (не больше) должны повторяться несколько раз, пока кроха не заснёт;
- колыбельная поётся в спокойном темпе, тихо, ласково, нежно растягивая гласные (особенно А и У – первые звуки младенцев), используются и шипящие и свистящие – ш‑ш‑ш, ц‑ц‑ц, успокаивающие кроху.
Автор: Алиса Михайлова (Интернет)
- многократное упоминание имени малыша. «Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою», «Стану люлечку качать, будет Ваня засыпать»… Слыша своё имя, малыш осознаёт себя как личность, что также способствует его развитию;
- текст колыбельной закольцованный: то есть два-три куплета (не больше) должны повторяться несколько раз, пока кроха не заснёт;
- колыбельная поётся в спокойном темпе, тихо, ласково, нежно растягивая гласные (особенно А и У – первые звуки младенцев), используются и шипящие и свистящие – ш‑ш‑ш, ц‑ц‑ц, успокаивающие кроху.
Автор: Алиса Михайлова (Интернет)
Небольшую подборку колыбельных песенок вы найдете на страницах "Взрослого разговора"
Спасибо, Елена, очень полезный материал! что может быть лучше маминого голоса, напевающего песенку малышу? Но в этом нужно некоторых родителей еще и убедить...
ОтветитьУдалитьСогласна с Вами, Ольга Анатольевна, родителей, особенно молодых, нужно убеждать. Для этого мы и нужны, педагоги.
УдалитьА я пою своим детям. Сейчас для младших реже, а вот старшим пела каждый день.
ОтветитьУдалитьЭто действительно успокаивает.
Спасибо, Галина. А я вот помню, когда мои были маленькие, сначала им пела моя бабушка, потом и я. Дочери было почти 7 лет, когда родился сын, и все равно она слушала.
УдалитьЯ приветствую колыбельные! Пела и дочери, и сыну.
ОтветитьУдалитьА сейчас пою малышам в садике, им нравится... А когда не хочется петь (что поделать, ведь все мы люди), то включаю магнитофон...
Елена, благодарю за полезный материал.
Спасибо, Жанна. работая воспитателем, я часто пела деткам, баюкали с ними куклу и учила их петь тоже. А сейчас учу молодых воспитателей, как это делать. Сами-то они не поют, а может и им не пели, опыта нет.
УдалитьПросто в начале моей педагогической деятельности мне попалась очень профессиональная заведующая, которая произнесла однажды удивительные слова:
Удалить" Относись к детям так, как бы ты хотела, чтобы относились к твоим детям...". Я никогда этого не забываю... Жаль, только, что я отдаю ЧУЖИМ детям своё тепло, а МОИМ, собственным детям, этого не доставалось, я очень страдала и до сих пор об этом вспоминаю с сожалением...
И моим детям недоставало моего тепла. Наверное, это бич всех педагогов, которые отдают душу своей работе. Когда я пришла на работу (мне было 19) заведующая сказала мне такие же слова, как и Вам. Но однажды, когда я сказала эти слова воспитателям, одна из них мне ответила, что "мы не обязаны их любить, пусть их любят родители, а мы просто хорошо к ним относимся". Меня покоробили эти слова, сказанные воспитателем, проработавшим более 30 лет в детском саду. А я-то не понимала, вроде все у нее хорошо в группе, а чего-то не хватает. После ее слов я поняла, не хватает души! И вот все думаю,как же она работает?
УдалитьКолыбельная.... Я до сих пор помню, как пела нам мамочка.... Спасибо за чудесный пост.
ОтветитьУдалить