Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи детей. Первые годы жизни являются периодом усиленного словотворчества. Оно возникает на основе обобщения и анализа речи, экспериментов и игр со словом как предметом, и интуитивного осознания грамматических форм. Теоретически оно объясняется недостаточным пониманием разнообразия грамматических форм и небольшим опытом общения детей раннего и дошкольного возраста.
В большинстве случаев дети стремятся, как можно точнее скопировать речь взрослого. Но, стараясь с точностью воспроизвести слова старших, ребята интуитивно поправляют их. Изменив в услышанном слове лишь один звук, дети заставляют, тем самым, слово подчиниться их логике. Пытаясь самостоятельно отыскать смысл непонятных речей взрослых, ребенок вкладывает в услышанные слова совершенно другой смысл.
К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности. Словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж.
Детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Но необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу. Следует поощрять и интенсивно стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов.
Словотворчество - естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка.
Наши воспитатели записывают наиболее интересные высказывания и слова детей в специальный альбом.
Выдержки из него вы можете прочитать на Детской страничке.
Выдержки из него вы можете прочитать на Детской страничке.
Какие молодцы девочки, что взялись записывать детские выражения!Без "слез" нельзя читать!Особенно про памперсы! Спасибо за нужный и познавательный пост!
ОтветитьУдалитьПожалуйста, Людмила. У меня до сих пор хранятся записи интересных высказываний моих детей (сейчас им 25 и 32), иногда мы перечитываем и нам очень весело вспоминать.
ОтветитьУдалить