четверг, 19 февраля 2015 г.

Детское словотворчество

      Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи детей. Первые годы жизни являются периодом усиленного словотворчества. Оно возникает на основе обобщения и анализа речи, экспериментов и игр со словом как предметом, и интуитивного осознания грамматических форм. Теоретически оно объясняется недостаточным пониманием разнообразия грамматических форм и небольшим опытом общения детей раннего и дошкольного возраста.
    
      В большинстве случаев дети стремятся, как можно точнее скопировать речь взрослого. Но, стараясь с точностью воспроизвести слова старших, ребята интуитивно поправляют их. Изменив в услышанном слове лишь один звук, дети заставляют, тем самым, слово подчиниться их логике. Пытаясь самостоятельно отыскать смысл непонятных речей взрослых, ребенок вкладывает в услышанные слова совершенно другой смысл.

      К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и  скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности. Словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж.
      Детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка.  Но необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу. Следует поощрять и интенсивно стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов
     Словотворчество - естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм.  Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка.
      Наши воспитатели записывают наиболее интересные высказывания и слова детей в специальный альбом.
Выдержки из него вы можете прочитать на Детской страничке.

2 комментария:

  1. Какие молодцы девочки, что взялись записывать детские выражения!Без "слез" нельзя читать!Особенно про памперсы! Спасибо за нужный и познавательный пост!

    ОтветитьУдалить
  2. Пожалуйста, Людмила. У меня до сих пор хранятся записи интересных высказываний моих детей (сейчас им 25 и 32), иногда мы перечитываем и нам очень весело вспоминать.

    ОтветитьУдалить